Прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Пяжозерского сельского поселения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в части своевременного приведения в соответствие с действующим законодательством Устава поселения

Прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Пяжозерского сельского поселения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в части своевременного приведения в соответствие с действующим законодательством Устава поселения.

 

Прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в части своевременного приведения в соответствие с действующим законодательством Устава поселения.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона № 131-ФЗ устав муниципального образования является одной из правовых основ местного самоуправления.

В соответствии со статьёй 44 Федерального закона № 131-ФЗ уставом муниципального образования регулируются вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

Частью 9 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.

Федеральным законом от 29.12.2020 № 464-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения» в часть 1 статьи 14.1 Федерального закона № 131 были внесены изменения, дополняющие право органов местного самоуправления сельского поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений, а именно: органы местного самоуправления сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Федеральным законом от 09.11.2020 № 370-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 26.13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в статью 25.1 Федерального закона № 131 были внесены изменения, предусматривающие новый случай проведения схода граждан — в соответствии с законом субъекта РФ на части территории населенного пункта, входящего в состав поселения, по вопросу введения и использования средств самообложения граждан на данной части территории населенного пункта. Также указано, что сход граждан по указанному вопросу может созываться представительным органом муниципального образования по инициативе группы жителей соответствующей части территории населенного пункта численностью не менее 10 человек.

Федеральным законом от 20.07.2020 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регламентированы правовые основы применения института инициативного бюджетирования. В частности, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнены статьями 26.1, 56.1, которыми регламентированы требования к содержанию инициативного проекта, процедура его внесения, порядок рассмотрения, финансирование, а также дополнены:

— обязанности старосты сельского населённого пункта;

— случаи проведения собрания граждан,

— полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление. Также изменён порядок проведения опроса граждан.

Законом Вологодской области от 11.12.2020 № 4812-ОЗ внесены изменения в статью 3 закона области «О регулировании отдельных вопросов деятельности старост сельских населенных пунктов в Вологодской области», касающиеся изменения полномочий старост сельских поселений. Так, внесенными изменениями к полномочиям старосты отнесено участие в организации взаимодействия населения с органами местного самоуправления при решении вопросов местного значения.

В нарушение указанного законодательства на протяжении более 6 месяцев после вступления в законную силу указанный законов Устав поселения не был своевременно приведён в соответствие с изменениями действующего законодательства.

Таким образом, нормотворческая деятельность органов местного самоуправления поселения не отвечает требованиям действующего законодательства, влечёт за собой волокиту в изменении Устава поселения.

Выявленные нарушения закона стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей должностными лица органов местного самоуправления поселения, ответственными за работу в данном направлении, отсутствии контроля со стороны руководства.

В целях устранения выявленных нарушений прокурором района в адрес главы Пяжозерского сельского поселения внесено представление.

 

Старший помощник прокурора Бабаевского района

 

юрист 2 класса                                                                           В.Э. Шапоренко