История поселения

Сельское поселение Пяжозерское — сельское поселение в составе Бабаевского района Вологодской области. Центр — посёлок Пяжелка.

Образовано 1 января 2006 года в соответствии с Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В состав сельского поселения вошёл Пяжозерский сельсовет.

Расположено на северо-западе района. Граничит:

На территории муниципального образования расположены озёра Пяжозеро, Линжозеро, Нажмозеро и др., протекают реки Ножема,Пяжелка, Колошма, Логозерка, Сарожка. На северо-западе Пяжозерского сельского поселения берёт исток из Чаймозера рекаОять.

В состав сельского поселения входят 12 населённых пунктов, в том числе 9 деревень, 3 посёлка.

В Вологодской области в настоящее время существуют три сельских поселения с местами коренного проживания вепсов. Это Вепсское национальное сельское поселение и Пяжозерское сельское поселение в Бабаевском районе, а также Оштинское сельское поселение в Вытегорском районе. В двух школах на факультативной основе идет преподавание на вепсском языке.

Вепсский язык входит в северную подветвь прибалтийско-финских языков. В 2009 году он включен ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира.

Заселение современной территории Бабаевского района произошло в эпоху мезолита (8-5 тысячелетия до Р.Х.). До этого она была занята ледником.

Предполагается, что первоначальным населением на территории Бабаевского района была лопь (предки современных саамов), затем, где-то в начале прошлого тысячелетия, их вытесняет племя весь (первое упоминание об этом племени содержится в хронике Иордана и относится к VI веку до Р.Х.). Далее на рубеже I и II тысячелетий на эти земли проникают славяне и весь уходит севернее, в глухие и труднодоступные по тем временам места.

Потомки племени весь — нынешние вепсы — продолжают жить на территории Бабаевского района в его северо-западной и северо-восточной части — пяжозерские и куйско-пондальские вепсы. Они имеют свой язык, сохранили элементы своей культуры, обычаев, обрядов.

Первое упоминание о населённых пунктах района встречается в «Духовной грамоте» Дмитрия Донского, составленной в период с 13 апреля по 16 мая 1389 года, где записано дословно следующее: «А что ми дала княгиня Федосья Суду на Белеозере да Колошну и Слободку».

Историки, в частности А.И.Копанев, считают, что «Колошна» — это Колошемский погост, который в конце ХIV века был на месте современной деревни Кондратово (Комаровское), расположенной на берегу реки Колошма. Можно предположить, что наши предки, которые жили по берегам рек Суда, Колпь, Колошма, Ножема, Шогда, протекающих по просторам Бабаевского района, насмерть стояли в составе Белозерского воинства на поле Куликовом. А в начале XVII века они вместе с другими белозерами мужественно сражались против польско-литовских интервентов.

Вместе с тем, прошлое Бабаевского района обладает своеобразной спецификой, поскольку его территория в течение ряда веков (примерно до конца XV) располагалась на стыке земель Новгородского и Владимиро-Суздальского (впоследствии Московского) княжеств, которые неоднократно воевали между собой. Долгое время входили в состав Белозерского княжества, впоследствии распавшегося на ряд мелких, в том числе и Судское княжество, данные о котором растворилось в потоке времени.

Петровские реформы привели к тому, что Бабаевские земли после краткого пребывания в Ингерманландской и Санкт-Петербургской губернии почти на 200 лет вошли в состав Новгородской губернии (1727 — 1918 г.г.) в пределах Белозерского и частично к (югу от реки Колпь) Устюженского уездов.

За это время наши предки внесли немалый вклад в развитие Российской империи: добывали железо, заготовляли лес, готовили полотно и веревки, в том числе и для молодого российского флота, строили судоходные каналы, не говоря еже о хлебе, рыбе, пушнине, продуктах животноводства и так далее. В 1702 году генерал-адмирал Федор Апраксин докладывал Петру I, что «железные заводы и другие в Белозерском крае поспели», имея в виду и Тырпицкий железнодельный завод, что располагался когда-то в устье реки Шогда, недалеко от впадения её в реку Суда. Вначале на заводе изготовляли пушки, но потом он стал выпускать преимущественно «чугунные материалы, ядра, дробь, брусковый баласт». Закрыли завод за ненадобностью в 1739 году.

Большой вклад в материальное и духовное развитие Судского края внесли дворяне: П.В.Пушторский — член и секретарь «Народной воли» и его сын — А.П.Пушторский, социал-демократ, агроном. Это под их влиянием местные крестьяне заразились духом свободы, они же научили их выращивать клевер, применять передовые методы агрономии.

Приход советской власти жители района восприняли спокойно, без резких выражений в ту или иную сторону. Хотя сохранился и такой документ: «18 июня 1918 года в Новостаринском районе было собрание граждан в присутствии граждан Края, Слободки, Покровского края. В это время ездили вооруженные отряды: отбирали хлеб, масло, яйца, ножи, часы, другие ценные вещи. Население оказало протест, называя такое явление грабежом».

Практически сразу же началось формирование новых органов власти. Началось и создание новых административно-территориальных образований.

В 1918 году территория Бабаевского района вошла в состав вновь созданной Череповецкой губернии, которая в 1927 году была преобразована в Череповецкий округ с вхождением в Ленинградскую область. В 1930 году Череповецкий округ был ликвидирован, а Борисово-Судский и Бабаевский районы, созданные в 1927 году, остались в составе Ленинградской области. Специальным постановлением ЦИК СССР от 23 сентября 1937 года была образована Вологодская область, в состав которой были включены также Бабаевский и Борисово-Судский районы. В 1959 году Борисово-Судский район, как административно-территориальная единица, был ликвидирован, а его территория вошла в состав Бабаевского района, после чего его площадь составила 9,2 тыс.кв.км. С 1962 по 1965 год в составе Бабаевского района находилась территория и Кадуйского района.

В первые годы советской власти на территории района шло интенсивное формирование новых форм хозяйствования. Появляются новые государственные предприятия, исчезает частная торговля, постепенно сворачиваются кустарные промыслы, крестьяне объединяются в сельхозартели. К началу 1941 года на территории нынешнего Бабаевского района было 262 колхоза, 3 МТС, около 20 промышленных предприятий, 3 средние, 15 неполных средних и 61 начальная школа, с числом обучающихся примерно 10 тысяч человек. В 462 населенных пунктах проживало около 54 тысяч человек, насчитывалось более 8 тысяч рабочих, около 2 тысяч служащих и 30 тысяч колхозников.

По данным за 1912 год на территории Бабаевского района существовало около 40 часовен и 30 церквей, в том числе одна Троицкая. Храмы во имя Животворящей Троицы очень редко ставились на второстепенных местах. Как правило, их возводили или в узловых центрах исторически сложившихся краев, или на «границах зоны христианского влияния, перед землями язычников». Когда-то Троицкая церковь, постройки 1750 года, была в сельце Варнакушка, которое впоследствии вошло в состав села Борисово.

Самой древней в районе когда-то была Георгиевская церковь (сельское поселение Санинское) деревянной постройки 1708 года. Она имела столь искусно выполненные и украшенные резьбой ручной работы царские врата, что в 1912 году специально приезжали из Москвы, чтобы сфотографировать их.

Примерно к началу 40-х годов все храмы и часовни в районе были закрыты, заброшены и частично разрушены. И только в начале 90-х годов начинается возрождение православных храмов. В настоящее время в районе зарегистрированы три православных прихода — в г.Бабаево, Новостаринском и Пожарском сельских поселениях. В Петропавловском храме г.Бабаево регулярно проходят богослужения. Реставрируется Никольская церковь в д. Новая Старина, построена небольшая — Георгиевская — церковь в деревянном исполнении возле д. Терьково Пожарского сельского поселения.

Прошлое Бабаевского района свято хранят музеи, расположенные на его территории: городской — имени Марии Васильевны Горбуновой (создатель музея), Борисовский — имени Юлия Александровича Голубцова (создатель музея), Пожарский — имени В.С.Басникова (инициатор создания музея), Тимошинский — создатель Андрей Васильевич Ульянов.

Частью населения Бабаевского района являются представители небольшой народности прибалтийской ветви финно-угорской языковой группы — вепсы. Вепсы проживают в Пяжозерском и Куйском сельских поселениях. В Пяжозерском поселении проживает 160 человек (7,5 % населения), в Куйском национальном вепсском — 200 человек (45,5 % населения).

Начиная с 1989 года, традиционным стало на Бабаевской земле проведение межрегионального фестиваля вепсской культуры «Древо жизни», в полном объёме отражающего вепсскую культуру. В фестивалях принимают участие вепсские коллективы из Ленинградской области, Республики Карелия, Вологодской области. Этот фестиваль объединяет традиционную культуру вепсского и русского народов, их фольклорно-этнографические традиции, общие исторические корни.

Вепсскую культуру отличают следующие черты: существование хозяина дома и бани, у которого спрашивают разрешения войти; наличие элементов парчи в наряде невесты, особой символики на полотенцах; любимыми блюдами вепсов являются репа (ее варят и парят), рыба (готовят уху, солят, сушат, пекут рыбники), хлеб, калитки, пирги, пирожки из ржаной и ячневой муки.

В Куйском, Пяжозерском поселениях, где проживают вепсы, регулярно работают фольклорно-этнографические, археологические, архитектурные экспедиции из ВГПУ, Петрозаводской академии наук, Кадуйского, Череповецкого, Бабаевского центров традиционной народной культуры. В 2004 году был открыт музей вепсской культуры.

В районе традиционно проходит конкурс на знание вепсского языка. В библиотеках идет работа по сбору материалов и информации об истории, людях, культурных традициях жителей, создаются рукописные книги, альбомы с краеведческими исследованиями. В 2003 году в деревне Григорьевская Пяжозерского сельсовета режиссером Половниковым Ю.Д. (известный Вологодский кинорежиссер) и научным консультантом областного краеведческого музея-заповедника Сорокиной Г.В. был снят телевизионный фильм о вепсах нашего района.

 Большую часть территории района занимают леса (65,8%) и поэтому главенствующее положение в экономике района занимают предприятия лесопромышленного  комплекса, болота (25,5%). При этом под сельхозугодия пригородными является лишь 4,6% от общей площади района. Славится район своими озерами, их насчитывается 192 (не считая безымянных). Наиболее крупные – Пяжозеро, Шольское, Линжозеро. По району протекает 66 рек и речек, а также 85 ручьев. Основные водные артерии – реки Колпь и Суда.Природа района богата на грибы, в том числе белые, грузди, рыжики. В изобилии есть клюква, черника, морошка, брусника, земляника. Не перевелись глухари, тетерева, рябчики, водятся медведи, лоси, кабаны, бобры, пушные звери, в том числе рысь и куница. В озерах и реках можно поймать щук, лещей, налимов, есть язь, окунь, плотва, жерех, линь и т.д.
Несомненной гордостью района являются ландшафтный памятник «Каменная гора» (в г. Бабаево), старинный парк в с. Борисово-Судское и природный заказник «Колошомский лес». Ботаническими памятниками природы являются озеро Черное (сельское поселение Куйское), Кодозеро (сельское поселение Пяжозерское), озеро Большое (сельское поселение Волковское).
К историческим достопримечательностям можно отнести культовые сооружения, которых, к сожалению, до наших дней сохранилось немного. Это церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла в г. Бабаево, Никольская церковь и церковь Рождества Пресвятой Богородицы в сельском поселении Новостаринское и Георгиевская церковь в сельском поселении Пожарское. Есть сравнительно недавно построенные часовни в поселениях Куйское, Пожарское и Пяжозерское. Сейчас в райцентре строится храм во имя преподобного Гурия Шалочского.